Многие родители за последние годы узнали, что такое гиперактивные дети, наблюдая за их играми, весельем и непрерывным движением. Бабушки и воспитатели в садике сетуют на то, что они ни одной минуты не сидят на одном месте. А кроме постоянного движения гиперактивные детки издают непрерывный поток слов, вопросов, рассуждений и замечаний относительно всего, что их окружает. Однако есть существенная разница между просто активным и веселым малышом и ребенком с серьезным заболеванием – синдромом нарушения внимания с гиперактивностью.
СНВГ уже более тридцати лет выделено, как отдельное детское заболевание, характеризующееся нарушениями деятельности нервной системы. Основные нарушения находятся в участках мозга, которые отвечают за концентрацию внимания и концентрации. То есть ребенок не умеет долго сосредотачиваться на каком-то одном занятии не потому, что он разбалован, а потому что его мозг работает не в полную силу. Отсюда появляется невнимательность, импульсивность, неусидчивость и активность в любом деле, которым он занят.
В современном обществе гиперактивных детей гораздо больше, чем было, к примеру, двадцать лет назад. Но их не так много, как может подумать воспитатель детского сада, считающий всю группу сверхактивными и неуправляемыми существами. По данным медиков дети, имеющие серьезные проблемы, составляют не более 10% от общего числа. При этом гиперактивных мальчиков примерно в 4 раза больше, чем девочек.
Ученые до сих пор не могут выявить, какие причины влияют на развитие СНВГ у детей, как и не могут понять – это врожденная проблема или приобретенная. Однако есть ряд факторов и предпосылок, которые могут провоцировать развитие или обострение синдрома. Среди них можно назвать:
Ни предсказать, ни предотвратить появление тех или иных факторов, вызывающих СНВГ, невозможно, хотя специалисты работают над этой проблемой довольно долгое время, пытаясь разобраться в ее нюансах и особенностях. Родителям предпринимать какие-либо действия можно тогда, когда гиперактивность проявилась и диагностирована. Для этого необходимо понимать, как именно это нарушение может проявиться в поведении.
Наблюдая за характером и поведением малыша, родители могут заметить несколько основных признаков, которые должны вызвать подозрения и стать причиной для обращения к врачу. Среди них можно назвать:
Большинство из вышеописанных симптомов проявляются в дошкольном возрасте. Если хотя бы несколько из них замечены у ребенка, необходима консультация педиатра и психолога. Эти специалисты, рассмотрев все факторы и проявления нарушения, могут предложить варианты решения проблемы или направить на консультацию к невропатологу. Бывают случаи, когда родители путают СНВГ с обычной активностью ребенка и темпераментом холерика. Специалисты помогут разобраться и найти к малышу правильный подход.
Если врачи все-таки поставили малышу диагноз – синдромом нарушения внимания с гиперактивностью, дальнейшие действия родителей, других родственников, воспитателей и учителей должны быть грамотными и слаженными. К особым детям нужен особый подход. Существует несколько основных рекомендаций для тех, кто принимает участие в воспитании гиперактивного ребенка:
Гиперактивные дети нуждаются в повышенном внимании и постоянном проявлении любви от окружающих. Ограничения и запреты должны быть минимальными, только в самых необходимых для этого ситуациях. При этом малыш должен быть уверен, что его любят, несмотря ни на что. И малыш должен знать, что его всегда поддержат, поймут, направят и помогут. Осознание себя нужным и любимым дает ребенку больше, чем любое лечение.
Воспитание таких особенных детей потребует от родителей много сил, внимания, заботы и ежедневной работы. Но чтобы ребенок вырос цельной личностью, спокойным и уверенным в себе человеком, эти усилия придется приложить. Тогда он сможет стать счастливым и успешным в дальнейшем.