Содержимое
Педагогика как наука о воспитании, ставит перед собой множество задач. И одной из основных является приучение ребенка к дисциплине. Главное при достижении цели – понимание малышом, что можно, и чего нельзя, то есть установка определенных границ дозволенности. Рациональное мышление у детей младшего возраста еще не развито, разумное объяснение происходящего в целях управления поведением за гранью их понимания. Только постановка четких рамок допустимого поведения и логическое последствие непослушания приводят к тому, что ребенок начинает вести себя так, как нужно. В семье, где существует разумная требовательность, дети будут более приспособлены к дальнейшей взрослой жизни, научаться принимать решения, сотрудничать с другими людьми.
Ребенок должен понимать, что у родителей имеются свои определенные права, несмотря на нежность и приветливость, они тоже могут проявить твердость и не позволят ему грубить или поступать недозволенно. Такие родители вызывают наиболее сильную любовь ребенка, а такое их поведение приучит его уживаться в обществе. Избалованный малыш не будет счастлив. Оказавшись в окружении других людей, в любом возрасте, он жестоко разочаруется, когда поймет, что с ним не будут нянчиться. Эгоистичного человека не будет любить никто. Родители, укрепив дисциплину и не отклонившись от правильного направления, увидят, что ребенок начнет вести себя гораздо лучше и станет намного счастливее.
Главное в воспитании самодостаточной и всесторонне развитой личности – не впадать в крайности. Если малыша за малейшую провинность наказывают телесно, угрожают, заставляют стоять в углу или объявляют бойкот, то он будет обречен на несчастливое детство. Заниженная самооценка, недоверие к миру и окружающим его людям, ощущение ненужности – вот результаты таких наказаний.
К воспитательному процессу такие действия не имеют никакого отношения, это просто жестокость.
Другая крайность – всесторонняя дозволенность. Когда ребенок уверен, что ему можно абсолютно все, границы добра и зла у него стираются, он не различает грань между своим удовольствием и чьей-то болью. В таком случае, он тоже чувствует себя нелюбимым, и ненужным своим родителям, как это ни странно звучит.
Наказание необходимо. Иногда, только такой метод позволит ребенку почувствовать ту границу дозволенного. Только так родители могут сохранить свой авторитет, воспитать у него ответственность. Необходимо понимать, за что наказывать и как это делать, и не допустить, чтобы он укрепился в мысли, что его больше не любят.
Первые правила в жизни малыша устанавливают мама и папа. Чтобы определить границы их терпения и родительского авторитета и понять, что можно делать, а чего нельзя, он должен попробовать окружающие его границы на прочность. Детское непослушание, зачастую, не что иное, как желание узнать: «Что поменяется, если я сделаю, так или иначе?», «мама говорит что так делать нельзя, но если мне хочется, то вдруг можно?».
Если родители не соблюдают последовательность своих требований, сегодня разрешают что-то сделать, а назавтра то же самое запрещают, то их дети гораздо чаще будут стремиться исследовать границы дозволенности. Они не знают точно, что именно можно, а что нет.
Другой вариант. Иногда ребенок специально «достает» своих родителей. Это действительно так, хотя малыши действуют не по тем мотивам, которые представляют себе взрослые. Семейный психолог Светлана Ройз говорит о том, что « дети (особенно дошкольники), никогда не делают что-то назло, не причиняют боль специально. Он долго ковыряется, когда его попросили быстро собраться, или специально опрокидывает на себя тарелку с кашей не для того, чтобы обидеть родителей. Так поступая, он просто хочет привлечь к себе внимание, а другого способа пока не знает.
Подсознательно, у него складывается мысль: «пусть мама лучше рассердится и накажет меня, чем будет делать вид, что не замечает». Плохое поведение, как правило, появляется у малыша тогда, когда ему не хватает родительской любви и внимания, и он не видит другой возможности вызвать у родителей живую реакцию.
Нервное перенапряжение является еще одной причиной детского непослушания. Современные дети просто загружены разной информацией. Всевозможные мультики, которые дети начинают смотреть чуть ли не с полугода, или компьютерные игры очень сильно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Несколько часов наблюдения за виртуальными монстрами приводят к перевозбуждению, его потом очень трудно успокоить и уложить спать.
Как утверждает вальдорфский педагог Валентина Антощенко: «Дети становятся неуправляемыми, если они играют в агрессивные игры. Это не только компьютер и приставки. Пластиковые и пластмассовые игрушки не развивают чувство осязания полностью. Ребенок не чувствует в буквальном смысле слова, что, вырвав клок шерсти у кошки или ударив другого ребенка, что причиняет боль».
Иногда только наказание приводит к полному усвоению ребенком норм и правил поведения. Никакие разъяснения и увещевания не имеют нужного воздействия.
Светлана Ройз утверждает, что « наказание – это последствие нарушений правил, о которых ребенок заранее знает. То есть нельзя наказывать за то, что он отобрал у другого малыша игрушку, если изначально родители не объяснили, что так делать нельзя, чужие вещи не берутся без спросу». Родительская реакция должна быть адекватна нарушению и возрасту.
Наказывать двухлетнего малыша не имеет смысла, он должен осознавать, что это наказание, а в возрасте двух лет, он еще этого не может. Это не значит, что можно позволить ему щипаться или кусаться, лучше переключить его внимание на что-то другое, или просто задержать руку.
«Примерно до пяти лет ребенок только подражает, - говорит Валентина Антощенко. - Если малыш в этом возрасте, к примеру, вытащил деньги у вас из кошелька, то это не значит, что он их украл, наверняка, он просто копирует увиденную где-то ситуацию».
Целью наказания должна стать помощь ребенку разобраться в сложившейся ситуации и самом себе, избегание возможности повторения ошибок в будущем. С помощью наказания можно добиться нужного эффекта, если соблюдать определенные правила.
Каков бы ни был проступок, ни в коем случае ребенка нельзя запугивать и унижать. Нельзя лишать малыша удовлетворения физических потребностей, например, оставлять голодным на ночь, либо эмоциональных – не разговаривать с ним. Игнорирование вообще самое страшное для ребенка наказание, если мама или папа не разговаривают с ним, он будет считать себя не нужным, покинутым.
Угол – тоже не самый лучший вариант. Стоя в углу, малыш находится в напряжении, а потому не может спокойно обдумать свои поступки. Более эффективным способом будет отправить ребенка в другой конец комнаты и посадить на диван, где он может спокойно подумать над своим поведением.
Наказывать ребенка лучше всего без свидетелей. Это не понизит его самооценку, и не нанесет вред психоэмоциональному состоянию присутствующих. Ведь другой малыш, наблюдающий за наказанием, получает гораздо больший заряд агрессии, чем виноватый.
Учитывая то, что наказание в большинстве случаев наносит психологическую травму ребенку, возникает резонный вопрос: «Чем наказание можно заменить?»
Терпение. Самая великая добродетель, которой обладаю родители. Терпение дается не каждому.
Объяснение. Объяснять ребенку неправильность его поведения нужно четко, кратко и понятно.
Отвлечение. Можно предложить ребенку более привлекательный вариант, чем тот, который он сейчас хочет.
Неторопливость. Не нужно наказывать ребенка за первый неправильный поступок, который, по вашему мнению, требует наказания, необходимо подождать, пока он повторится.
Награда. Все-таки пряник наиболее эффективен, чем кнут. Если ребенка похвалить за хорошее поведение, а не считать его само собой разумеющимся, то это приведет к тому, что он сделает все возможное, чтобы услышать похвалу еще раз.
В любом случае, ребенок должен пребывать в полной уверенности, что наказание справедливо, родители его все также любят, и что даже наказанный, он не останется без родительского внимания.